Потребность в общении одна из самых важных составляющих в формировании личности ребенка. В каждом возрастном периоде есть свои особеннности выстраивания взаимоотношений. Игровая деятельность является одним из тех видов деятельности, которая может быть использована нами-взрослыми в процессе формирования и развития межличностных взаимоотношений. 

Большую часть своего времени дети раннего дошкольного возраста (до 3-х лет) проводят с близкими взрослыми и поэтому в этот период важными являются именно их формы взаимоотношений. То, как взрослые реагируют на различные ситуации, их интонации, эмоции- все это закладывает базу. Как часто я слышу на детских площадках «обнадеживающие прогнозы»: «Не лезь туда! Там высоко, упадешь!» или «Дай мальчику лопатку, не жадничай!»

Как правило, дети в этом возрасте играют в одиночку. В своих действиях они совершенствуют предметные действия и обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Вот почему так важно показывать и рассказывать детям то, что вы делаете, и как это вы делаете. Простым и доступным для ребенка языком.

Далее в период от 3-х до 5-6 лет дети переходят от предметно-манипулятивных действий к совместным играм, в которые включается все больше детей. Здесь уже идет имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы. У детей начинают развиваться организаторские умения и навыки, появляются лидеры, исполнители.

Здесь важно помочь ребенку научиться договариваться и устанавливать определенные правила в среде друзей. Не всегда ребенок готов делиться с родителями своими сложностями во взаимоотношениях со сверстниками. Наблюдательный взрослый, если чувствует какие-то изменения в поведении или настроении ребенка, попробует разобраться в сути. Игровой способ является одним из наиболее приемлемым для дошкольников. Здесь можно использовать перчаточные куклы или игрушки из имеющиегося у вас ассортимента, с которыми разыгрываете возможные ситуации и далее вместе с ребенком предлагаете различные варианты развития сюжета.

Важно! Стоит помнить о том, что у ребенка может быть свое мнение. И взрослый просто может выражать свое отношение, высказывать предположения и предлагать пути решения, но не настаивать, и тем более не утверждать, что может быть так и не иначе.

Сейчас большой популярностью пользуются настольные игры, которые как раз рассчитаны на 2-х и более игроков и имеют установленные правила: лото, «Добль», «Гримасы», «Активити» и др. В таких играх формируется и вырабатывается мотивация достижения на успех. Случаи же проигрыша принимаются как данность, хоть и не очень приятная.

Специалисты утверждают, что ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это — сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. Вот почему так важно помогать ребенку в этот период.