Кому не случалось долгими зимними вечерами, поправляясь после простуды, соорудить из одеяла уютную теплую берлогу и читать с фонариком любимые сказки? Или, например, устроить дом прямо под столом, накрыв его простынью или длинной скатертью. Узнаете себя? Строить домики, играть и прятаться в них - любимое занятие всех детей с самого раннего возраста. 

А какие бывают дома? Из чего можно построить дом? Как называются дома животных и птиц? Чем отличается дворец от крепости?

Этот список вопросов можно продолжить, исходя из интересов и возраста ребенка. Начнем с хорошего примера, пальчиковой игры - Строим дом:

"Молотком стучу, стучу

Сто гвоздей заколочу

(кулачками ритмично постукиваем по твердой поверхности или по коленкам).

Будем строить дом-дом: Кулачок на кулачок,

Выше, выше, выше, выше

(поднимаем руки, переставляя один кулак на другой).

Будем жить мы в нем под крышей

(соединяем пальцы над головой, иммитируя крышу)

Такую пальчиковую игру можно предложить поиграть малышу и раннего до школьного возраста, и старшим дошкольникам. Дальше закрываемся ладонями — дверками, делаем «окна» (кисти с полусогнутыми пальцами прикладываем по обеим сторонам глаз), «вешаем замки» (пальцы сцеплены друг с другом).

Тему домов, замков и дворцов можно развить, используя такие виды продуктивной деятельности, как конструирование, аппликация. Причем строить можно как из традиционных материалов (кубики, заготовки фигурок для аппликации), так и из бытовых предметов (хозяйственные губки, пакеты из-под соков или молока) и природного материала (камни, прутики, солома).

Источник: www.flickr.com/photos/carolineroseart/ 

Фото: helene-jourdain.fr 

Особенно интересно детям создание собственного жилища где-нибудь под столом или в шкафу, если позволяет пространство. Этим целям может послужить и большая коробка из-под бытовой техники. Тут в ход идут подушки, покрывала, стулья и т.п.

Фото: ikea.com

Фото: babydeco.blogspot.com.ar 

Фото: vdomedom.com 

Можно самим придумать и построить целый кукольный дом, дополняя его различными интерьерными деталями и пространствами. И это может стать тем объединяющим совместным делом, которое так нужно и взрослым, и детям! Вот, например, ниже прекрасный домик для семьи муми-троллей, сделанный одной очень творческой мамой вместе с ребенком. 

Источник: dasha-boo.livejournal.com

А сколько пользы отсюда можно вывести: Развитие речи - переход существительных в прилагательные (дерево-деревянный, камень-каменный, солома-соломенный). Количественный и порядковый счет (одна дверь, два окна, первый,второй, третий этажи).

Знакомство и закрепление названий геометрических фигур, соотношение плоскостных и объемных форм. Здесь следует взрослым следить за своими формулировками, чтобы объемная фигура "кубик" в аппликации трансформировалась в «квадрат», а «шар» - в «круг».

Фото: dosfamily.com

Есть много и сказочного материала, который также можно использовать соразмерно интересам и возрасту ребенка: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Дюймовочка», «Теремок» , «Маша и три медведя» и др. С детьми старшего дошкольного возраста можно пробовать разбираться в планировке собственного дома или квартиры, с различными комнатами, мебелью и пр. Строить зимой снежные крепости, летом шалаши и домики на деревьях. Но это уже другая история)!