Продолжая обзор методик раннего развития, предлагаю вашему вниманию методику грудничкого рисования Гмошинской. Методику рисования в раннем возрасте разработала кандидат медицинских наук Мария Гмошинская. Начинать творческий процесс автор предлагает аж с шести месяцев и основана эта методика на пальчиковой технике рисования и рисовании ладошками, когда ребенок использует обе руки. Через рисование красками у малыша формируется восприятие цвета и стимулируется развитие памяти. Цель методики Марии Гмошинской не в том, чтобы вырастить из крохи гениального художника, а в том, чтобы родители могли организовать для своего малыша познание мира в максимально интересной и полезной форме, способствовать разностороннему развитию ребенка.
В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя "шедевры", написанные крошечными пальчиками. Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.
Подобные занятия предполагают физическую возможность сидения, поэтому начинать заниматься раньше шести месяцев не имеет смысла, а также к данному возрасту у ребенка появляется активная тяга к познанию мира. Считается, что после шести месяцев, чаще всего, малыш уже понимает речь взрослого и значение выполняемых действий.
Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Вот рекомендации, следовать которым предлагает сам автор - Мария Гмошинская.
- Для рисования нужно будет приобрести в канцелярском магазине специальные гипоаллергенные краски в больших баночках с широким горлышком, в которые малыш будет опускать пальчики, а затем уже на бумаге ставить кляксы, точки и отпечатки. Такая краска в случае попадания в рот незначительном количестве не повредит детскому здоровью.
- В качестве основы для рисования потребуется плотная бумага большой площади – ватман. Большой размер бумаги – раздолье для самовыражения малыша. Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А-4, так как координация движений еще не достаточно развита и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него.
- Лучше всего рисовать на полу, который не застелен коврами и другими сложно очищающимися поверхностями - у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать детские стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений полученных за день.
- Для таких занятий желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления: идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком.
- Для первых занятий достаточно использования двух цветов (краска находится в баночках, комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Консистенция пальчиковых красок такова, что не требуется использование воды. Это облегчает творческий процесс, так как воду малыш может разлить, а то и выпить).
Начните с того, что рисуйте при малыше сами (на отдельном своем листе бумаги!). Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого. Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкостью, без труда, все это запомнит.
Предоставляйте возможность малышу самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать как надо правильно рисовать. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша.
Ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, чваканье при сжимании краски в ладошке. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот, объясняйте предназначение краски (рисовать, а не кушать).
С ростом ребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на смену активному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна – результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности. Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Ребенок не зависимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши будут гораздо позже.
Творческое «пачкание» можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае если ребенка что-то беспокоит). Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия.
Можно приготовить пальчиковые краски самостоятельно, с использованием доступных ингридиентов:
0.5 кг муки, 5 ст.ложек соли, 2 ст.ложки раст. масла, вода добавляется, все перемешиваем до густоты сметаны. Добавляем пищевой краситель или овощной сок.
Творите на здоровье!