В советское время о новаторах-педагогах Никитиных знала вся страна, а их книги становились настольными для миллионов семей. Семья Никитиных воспитала семерых детей и разработала в процессе их воспитания свой уникальный взгляд на всю систему воспитания и развития малышей. 

Основными принципами воспитания и развития «по-никитински» можно назвать следующие:

• создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр);

Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

• свобода творчества детей в занятиях: позволить им делать то, на что способен их организм и что им интересно самим;

• родительское неравнодушие.

Фото: nikitiny.ru

Никитины разработали целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Фото: nikitiny.ru

Своей актуальности эти игры не утратили до сих пор. Интеллектуальные игры Никитина используются для развития ребенка как в кругу семьи, так и во многих развивающих центрах. Игры Никитина часто идут в качестве дополнения к другим развивающим методикам, что обеспечивает комплексное развитие. Важным условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с детьми.

Еще одно важное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.

Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Фото: nikitiny.ru

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных игр Никитиных

«Рамки и вкладыши»

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а можно на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий — пусть разглядывает и играет. Можно предложить какой-нибудь контейнер или коробку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно ребенок познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом — по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Фото: nikitiny.ru

В работах Никитина есть много актуальных и на сегодняшний день идей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций. Тогда же Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но эти инициативы в то время поддержки не нашли. В конце жизни Никитины сами пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием их работ думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за жизнь детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Фото: nikitiny.ru

Ниже прилагаю список книг Никитиных:

Никитин Б. П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.  

Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.

Никитина Л. А. Мама или детский сад. — М.: Просвещение, 1990.

Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. — М.: Молодая гвардия,1979.

Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.

Б. П. Никитин. Детство без болезней. — С.- П. 1996.

Л. А. Никитина. Отчий дом. — 1982.

Л. А. Никитина. Я учусь быть мамой. — 1983.

 Л. А. Никитина. Исповедь. — 1991.

Автор: Гая Агаян