Методика обучения чтению Николая Александровича Зайцева, пожалуй, одна из самых популярных отечественных методик на сегодняшний день. С ее помощью сторонники раннего развития учат детей читать, писать, считать. 

Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается известный закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

 

Эта методика относится к разряду "от практики к теории", потому как основной причиной ее возникновения можно считать практику,которую Николай Александрович Зайцев проходил в Индонезии, где и должен был научить русскому языку взрослых людей в кратчайшие сроки. Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания: системы, которая учитывает особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна.

Понимая значимость восприятия мира для ребенка разными органами чувств, Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать.

 

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например,СО-БА-КА,ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д.

Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению: "Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный."

 

Кроме кубиков в комплект входят таблицы, которые, по мнению автора, способствуют улучшению зрения:  ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

 

Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Постепенно осваиваем все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Встаете у таблицы, берете в руки указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие. Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д. Очень важно вдохнуть в кубики жизнь, придумывая игры в "зоопарк", "магазин" и др.

 

Время, затраченное на игру, каждый раз может быть разным. Играть лучше тогда, когда есть настроение и ребенок ничем другим не занят. Не стоит отрывать его от насущных дел ради обязательной игры в кубики Зайцева. Лучше один день пропустить совсем, чем сделать игру в кубики принуждением.

Игры с кубиками для детей от 0 до 6 месяцев

Специально учить чему-либо в этом возрасте бесполезно, да и не нужно. В этот период кубики просто сопровождают ребенка. Это одна из его игрушек, развлечение.  Используйте кубики как погремушку.

Игры с кубиками от 6 месяцев до года

Кубик в качестве погремушки уже скучен малышу. Поэтому продолжайте показывать кубики и называть склады. После того как вы несколько раз показали и назвали кубики, попросите найти кубик с определенными складами. Пусть малыш поползает среди разложенных на полу кубиков и найдет нужный. Можно составлять из кубиков простейшие слова. Например, обозначающие предметы мебели, которая окружает малыша: шкаф, диван, стул.

Игры с кубиками после года

Продолжайте выполнять предыдущие упражнения и постепенно вводите более сложные. В книге Николая Зайцева "Письмо. Чтение. Счет" есть масса интересных игр и заданий с кубиками. Но вы и сами обнаружите сколько всего придумаете своего. Ваши игры будут не менее интересными, а малыш полюбит их даже больше, чем "фирменные", ведь вы знаете, во что он любит играть, и постараетесь подобрать игру по его вкусу.

Методика Зайцева подразумевает не только игру в кубики. Необходимо также петь и слушать складовые попевки. Рекомендуется петь попевку и одновременно показывать склад на кубике. Если пение попевок вызывает у вас бурное негодование ("Боже, чем я занимаюсь, со стороны можно подумать, что я сошла с ума!"), тогда вообще не пойте. Просто проговаривайте склады подряд, желательно ритмично. Можно петь попевки в процессе любой другой игры по кубикам.

Безусловный плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А. Малыш не запинается и быстро осваивает чтение.

  • Система не привязана к определенному возрасту.
  • Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств,  развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
  • Работа с таблицами позволяет динамично проводить занятие и предотвращает гиподинамию.

При этом логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).

В школе детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Сначала учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук - красная карточка, звонкий согласный - синяя, глухой согласный - зеленая. В методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами. А поскольку малыш долго возился с кубиками, то у него уже образовалась своя привязка. 

У метода Зайцева, безусловно, множество плюсов. И самый главный, пожалуй, заключается в том, что обучать можно практически любого ребенка. Возраст и темперамент значения не имеют. Сам Зайцев неоднократно подчеркивал: дети учатся играючи, в том темпе, который им необходим, без понуканий.

Так что, если метод вам понравился и вы готовы потратить время и средства на сооружения пособий, действуйте!