"Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно".
(Масару Ибука)
Интерес Масару Ибука к методикам детского развития не случаен. Заниматься разработкой методики воспитания он - инженер по образованию, начал, когда его собственный ребенок стал отставать в развитии. Сын был болен аутизмом, поэтому отец посвятил много времени изучению различных корректирующих методик.
Будучи президентом компании Sony, он направил все свое внимание на самое главное - на будущее, на детей и создал организацию «Обучение талантов» и Ассоциацию раннего развития в Японии, которая действует и поныне. Занятия в Ассоциации ведутся на основании оригинальных методик и приводят к ошеломляющим результатам. Дети, воспитанные по системе Масару свободно владеют иностранными языками, великолепно читают, рисуют, плавают как дельфины, сочиняют и играют симфоническую музыку. И при этом остаются шаловливыми, жизнерадостными и отлично адаптированными к социуму людьми.
По-мнению Масару Ибука, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он считает, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда.
Только Масару Ибука убежден, что для всего есть свое время и нужно эти временные рамки соблюдать: «Согласно последним исследованиям, к трехлетнему возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70— 80 %. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?»
Система Масару Ибука стала популярной не только в Японии, но и далеко за ее пределами. В середине 70-х годов Ибука выпустил книгу «После трех уже поздно» (Ozon), ставшей особого рода сенсацией в педагогических кругах всего мира. В ней изложены основные позиции автора, которые показывают, что с рождения до трех лет происходит закладывание основ, а усвоенные в этот период знания остаются на всю жизнь.
В книге Масару Ибука сделал упор на важность всестороннего раннего развития ребенка: физического, интеллектуального и нравственного. Он подчеркивает важность связи физических тренировок с интеллектуальным развитием. Благодаря его книге, фраза: «После трех уже поздно» — звучит как утверждение, не требующее доказательств.
Новаторский метод Масару Ибука родился из его собственного опыта воспитания детей и, конечно, выводов таких корифеев педагогики, как Мария Монтессори, Глен Доман и Шиничи Судзуки. Но настоящим вдохновителем Масару Ибука стал японский скрипач Шиничи Судзуки, часто повторявший: «Нет отсталых детей — все зависит от метода обучения». Ученики Судзуки уже в возрасте трех лет исполняли сложные скрипичные произведения и, главное, играли с радостью, интересом и удовольствием.
"Если вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно говорил на нескольких языках, понимал и любил классическую музыку, заниматься его развитием нужно буквально с рождения. Мозг ребенка до трех лет черезвычайно восприимчив, он впитывает информацию подобно губке", -считает Масару.
Масару советует ставить малышам хорошую музыку, окружать произведениями искусства. "Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно" или "легко" - английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, для него одинаково ново все" - утверждает Масару.
Главная задача родителей по Масару Ибука — не дать способностям ребенка зачахнуть, а постараться способствовать их расцвету. «Меня часто спрашивают, — писал Масару Ибука, — помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».
Вызвать интерес к предмету обучения и есть лучший педагогический метод по мнению Масару Ибука. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка - пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей - подготовить ребенка к обучению.
Масару Ибука считает, что главное — это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может распознать это время. «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».
Но в любом случае, считает Масару Ибука, родители должны учить ребенка не для того, чтобы он поступил в престижный садик или стал выдающимся пианистом. Главная задача — раскрыть безграничные потенциальные возможности ребенка, чтобы он был счастлив. Родители должны уделять максимальное количество времени и внимания при развитии ребенка в раннем возрасте, укреплять в нем уверенность в себе, помогать определяться с интересами, способствовать раскрытию его природных талантов и навыков.
Масару Ибука не изобрел, как многие другие авторы методик развития детей, новые развивающие игрушки и игры, зато оставил несколько простых, но очень дельных советов:
1.Учите наизусть стихи. Известны случаи, когда двухлетние малыши рассказывают наизусть практически всего Чуковского, а их сверстники в это время не могли даже запомнить четверостишие про плачущую Таню.
2.Обязательно берите своего ребенка на руки. Физическое соприкосновение с родителями, общение влияет не только на развитие детского интеллекта, но и формирует восприимчивого, отзывчивого человека. Взаимодействия с родителями не может быть слишком много: новорожденного нельзя избаловать лаской или совместным сном.
3.Окружите своего ребенка настоящими шедеврами музыки и произведениями искусства.
Когда я представляю ту или иную методику,всегда отмечаю, что слепое следование все инструкциям не дает ожидаемого результата, т.к. каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, ритме и окружающей среде.
Прислушивайтесь к себе и присматривайтесь к своему ребенку.
Автор: Гая Агаян