Реальность понарошку: с чем дети играют в сюжетно-ролевые игры
Вчерашний плед сегодня — волшебный плащ, картонная коробка — космический корабль, а набор кастрюль — ударная установка. Родители часто наблюдают феномен детской фантазии, превращающей повседневность в эпические сюжеты. В этой статье — гид по созданию идеальной среды для детских ролевых игр, которые развивают и готовят к реальной жизни лучше, чем любая теория.
Добро пожаловать в детскую!
Одни дети с упоением кормят кукол и ведут их в «школу», другие — спасают мир от инопланетян. Мальчишки чаще играют с машинками и устраивают эпические битвы, девочки разыгрывают дочки-матери или магазин, продавая фрукты и овощи, которые когда-то были прорезывателями и погремушками. Именно через такие игры дети познают мир и себя.
Что происходит, когда ребёнок играет на телефоне или планшете? Дети легко осваивают гаджеты методом проб и ошибок и быстро понимают, как играть в мобильную игру: там есть правила, довольно примитивные действия, а сам процесс приносит легко достижимую радость.
Но такая игра — замкнутый мир. В ней нельзя изменить правила, договориться с другими или придумать новые роли. Опыт, полученный в цифровом пространстве, сложно перенести в реальность: здесь нет живого общения, необходимости объяснять свои действия словами или учитывать чувства других. Поэтому они не заменяют традиционные игры, где ребёнок учится взаимодействовать, спорить, мириться и творить собственные миры.
Как устроены сюжетно-ролевые игры?
Здесь дети становятся и сценаристами, и актёрами, тренируя воображение, саморегуляцию и умение планировать. Они сами придумывают правила, но при этом строго следят, чтобы всё соответствовало «правде жизни». Сюжет развивается по логике реального мира, отражая то, что видят дети вокруг.
Родителям в этом театре отводится особая роль. Взрослый – не режиссёр, а участник и проводник. Мягко предложите: «Можно, я буду покупателем?» Если ребёнок отказался сегодня — не беда. Попробуйте завтра, но уже с другим сценарием, который сейчас близок малышу.
Когда девочка укладывает куклу спать ровно в девять, подражая маме, или мальчик устраивает пробки из машинок, стоящих точно как папа в час пик, — это и есть настоящее познание жизни.
Сюжетно-ролевая игра — это всегда диалог. Ребёнку недостаточно просто назначить себя врачом или учителем — ему нужен кто-то, кто согласится быть пациентом или учеником. В этом и есть главное волшебство таких игр: они учат детей взаимодействовать, договариваться и чувствовать друг друга.
Про что играем?
Чтобы создать пополняемый ресурс идей, превратите обычную коробку в кладовую воображения.
Для хорошей игры важно три вещи: время (хотя бы час), пространство (где можно шуметь и строить) и возможность не убирать «декорации» сразу. Сложите туда:
- «сокровища»: фольгу, лоскуты, шишки, картон, цветную бумагу;
- «волшебные предметы»: шарфы, шапки, крупные пуговки;
- игрушки, которые ребёнок перерос, но играл в них в самом раннем детстве. Это могут быть фрукты-овощи, цветы, животные;
- игрушки, которые можно использовать в сюжетной игре: например, тактильные мячики Oli&Carol в виде сочных овощей. Играйте в продавца, садовника или повара, развивая физические и умственные способности малыша.
Эти простые вещи становятся чем угодно в руках ребёнка: сегодня фольга — меч принца, завтра — радиоволны космического корабля.
Каждому возрасту — свои истории
Многие родители волнуются, если их малыш в 1-2 года не играет в доктора или дочки-матери. Но игры — навык, который развивается постепенно, вместе с поддержкой взрослых. Плюс родители иногда приходят в замешательство, а во что играть с детьми в раннем возрасте? Вот несколько советов.
2-3 года
Малыш только учится фантазировать. Покажите, как палочка становится ложкой, а коробка — домиком, погремушка — музыкальным инструментом. Это основа будущих сложных игр.
3-4 года
Ребёнок начинает примерять роли: «я — врач», «я — мама». Поддержите его: «Что болит у котика?» или «Куда мы поедем с коляской?» Игры с корабликами в ванной также могут быть обыграны в сюжет: «Капитан, кто у нас на борту? Куда держим курс?»
5 лет и старше
Дети легко придумывают сюжеты, но взрослый может сделать игру богаче. Предложите неожиданный поворот: «А если наш космонавт встретит динозавра?» Помимо игр в магазин и поликлинику, можно расшириться и добавить новые места, например игру в ателье. Это легко сделать с наборами для творчества.
15–30 минут игры — достаточно, даже не ежедневно. Главное — регулярность, разнообразие и искренний интерес родителя. В остальное время пусть ребёнок играет сам или с друзьями.
Новые игры рождаются из новых впечатлений. Чаще показывайте ребёнку мир вокруг — как работают люди, как устроена природа. Это лучший материал для детской фантазии.