Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь! Так называется тренинговая программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.). Не каждый взрослый человек способен разобраться в своих чувствах, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Эмоции, с одной стороны, являются выражением состояния ребенка, с другой — сами влияют на формирование особенности восприятия окружающего мира, понимание эмоционального состояния других людей. Все это формируется по мере взросления, при активном участии окружающих взрослых. А пока малыш в «плену эмоций» и не может управлять своими чувствами, это приводит обычно к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Здесь важна реакция взрослого на возникшую ситуацию и готовность прийти на помощь, поддержать своего ребенка.

Фото: pre-schoolplay.blogspot.ru

Нет четких стандартов: в каких случаях и как лучше реагировать на капризы или другие импульсивные проявления ребенка, но мне хотелось бы отметить несколько способов, которые могут помочь. Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, то для развития саморегуляции можно использовать игровые упражнения из серии:

* упражнения из комплекса дыхательной гимнастики, например игра «Воздушный шарик»

«Представь, что у тебя в животе находится воздушный шарик, и ты его пробуешь надуть. Положи руки на живот, постепенно набираем воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуй рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем шарик! Давай попробуем еще раз.» Выполняем такое упражнение вместе с ребенком, хвалим ребенка за старание.

Фото: bubbo-tubbo

*упражнения из мимической гимнастики, например «Обезьянка»

«Представь, что нам повстречалась обезьянка, которая очень любит гримасничать и хочет поиграть с тобой. Повторяй движения, которые делает обезьянка.» Здесь можно испоьзовать мягкие игрушки. После того, как ребенок повторил за вами пару движений, гримас, предложите ему быть обезьяной и придумывать свои гримасы, которые, в свою очередь, повторяете вы.

Фото: alittlelearningfortwo.blogspot.ru

*чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи например всем известные «Ладушки»: Садимся друг напротив друга, образуя пары и хлопаем в ладоши, проговаривая слова потешки, начиная с медленного темпа. Хлопки могут быть сначала прямые, с постепенным переходом на перекрестные.

Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки.

Что ели?

- Кашку.

Что пили?

- Бражку

Поели, попили,

Полетели, полетели,

На головку сели.

Фото: alittlelearningfortwo.blogspot.ru

*упражнения на мышечную релаксацию, например:

Предложите ребенку закрыть глаза и прикоснитесь к какой-либо части тела ребенка (ладони, плечу, руке, голове, спине и пр.) платком, перышком, кусочком меха. Попросите его или назвать часть тела, или «вернуть» это касание (ребенок берет тот материал, которым вы касались и дотрагивается до взрослого.

Фото: alittlelearningfortwo.blogspot.ru

Поскольку эмоции заразительны, игры в группах усиливают их и позволяют получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. Можно вспоминать сказки, истории или мультфильмы, где герои смеются, обижаются, злятся, пугаются.

Фото: alittlelearningfortwo.blogspot.ru

Каждое настроение имеет свой цвет и можно нарисовать свое состояние, используя мелки, краски, карандаши и прочие графические средства.Можно сравнить каждое настроение или состояние с определенными вкусами и запахами.

Фото: testyyettrying.blogspot.ru

Бывает, ребенок не может справится со своими эмоциями, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает посещать сад, мама выходит на работу и др. Требуется немало времени, терпения, чтобы дать возможность ребенку освоиться, привыкнуть. Но это уже другая история...)